«Педагогика консервативна,
и в этом ее заслуга»: кандидат педагогических наук В. В. Утёмов
о креативной педагогике
и традициях в обучении
Поделиться в соцсетях:
Меня зовут Вячеслав Викторович Утёмов,
сейчас я являюсь деканом факультета педагогики и психологии Вятского государственного университета, по сфере своей деятельности более 10 лет занимаюсь вопросами креативной педагогики, вопросами развития креативности.
В последнее время мы с коллегами занимаемся исследованием возрастного состава педагогического сообщества, исследованиями преподавательской практики, которая существует в Кировской области и в соседних регионах.
Читать книги автора: https://biblio-online.ru/author/utemov-vyacheslav-viktorovich-1.
— Ваш курс посвящен не самой частой дисциплине. Расскажите, кому и зачем ее необходимо изучать.
— Дисциплина «Креативная педагогика» имеет две целевые аудитории. Первая — это, конечно, будущие учителя. Почему вопросы креативности важны? Если мы посмотрим на действующую статистику, например, международных исследований, мы видим, что учителя начальных классов добиваются хороших результатов по математической и литературной грамотности. А если мы посмотрим результаты уже 8-го, 9-го класса, то в международных рейтингах мы начинаем опускаться за десятку, за двадцатку и даже за тридцатку. Мы искали ответы на эти вопросы, и сейчас, если мы посмотрим разные исследование, то увидим, что ответом являются гибкие навыки — soft skills, и ключевым является, конечно, креативность.

Получается, если учителя начальных классов работают по формированию креативности у учеников, то учителя основной школы хватаются за свой предмет. Например, учителю физики физика важнее всего. Учителю математики — математика важнее всего. Они упускают остальные гибкие навыки при формировании ребенка. Задача курса креативной педагогики — показать будущим учителям, что креативность — это тот основной компонент, который не должен упускаться в процессе. Креативностью, оказывается, можно заниматься на любом предмете. Есть определенный набор заданий, которые можно формулировать и подавать ребенку, ни в коем случае не ущемляя ценность самого предмета.

Вторая целевая аудитория — это те, кому интересна педагогика. У нас в университете функционирует проект «Родительский университет», и очень много родителей говорят: «Моему ребенку после 2-го класса или после 5-го класса абсолютно перестала нравиться школа, ему не нравится изучать предметы, ему не нравится делать домашнее задание, у него полностью пропала мотивация». Для этих родителей учебник тоже может быть полезен, потому что он отвечает на вопрос, что интересно современному ребенку. Ему интересны активности, ему интересно создавать новые продукты, ему интересно презентовать эти продукты. Он создал продукт, он показал его сообществу, он получает обратную связь, благодарность — и это та основа, где начинает проявляться учебная мотивация. Поэтому, если родители заинтересованы в мотивации, то эта книга им тоже будет интересна.
— Современные дети — они другие, по сравнению с детьми 10, 20, 30 лет назад?
— У меня в структуре факультета есть психологи и есть педагоги. Психологи говорят — да, однозначно ряд психологических характеристик ребенка меняется. Ему нужны более короткометражные информационные сюжетные потоки, говорят про клиповое мышление. Что моторная память ухудшается. С другой стороны, психологи говорят, что в этой девиации происходят различные отклонения в сторону одаренности.

С другой стороны, педагоги говорят следующее: психологические особенности детей меняются, но когда начинаешь вводить какую-то практику, которая отвечает на эти психологические особенности, апробируешь ее, проверяешь эффективность, — поколение успевает поменяться. Поэтому в такой ситуации ничто не отменяет классические принципы нашей с вами работы, но эти принципы должны, по крайней мере, обновляться, меняться, наполняться интересным содержанием. Создать учебник, курс, дисциплину и преподавание предмета под тех детей, которые сегодня, мы можем. Но когда мы создаем, дети — уже дети завтрашнего дня. Поэтому, хоть дети другие, работать с ними приходится как с детьми вчерашнего дня, но с небольшими добавлениями.

— Педагогика очень консервативна. Какие эксперименты нам нужны? Организационные? Методические? Технологические?
— Педагогика, наверное, потому и наука, что она основывается на каких-то традициях. Если традиции не учитывать, то могут быть разные — и хорошие, и плохие — результаты. Почему в педагогике так не хочется получать плохих результатов? Только потому, что если мы на заводе, на фабрике используем какую-то новую технологию, меняем методологию, как производить, например, автомобиль… Ну не получился у нас автомобиль через 2 года, не получилось что-то другое, потеряли мы деньги, в принципе ничего страшного, есть страховки.
В образовании нельзя застраховать ребенка от того, что он получился «некачественным», оттого, что он чего-то не узнает, оттого, что он получится невоспитанным, несоциализированным.
Представьте: мы не учтем наши традиции и опыт и резко сменим наше понимание, как обучать ребенка в школе. И если у нас это лет через 10 не удастся, когда мы выпустим этих школьников из 11 класса или студентов 5 курса, то мы потеряем целое поколение, которое будет занимать наши места, управлять. И очень не хочется, чтобы это было стихийно, нецеленаправленно и с негативными результатами. Поэтому педагогика консервативна, и в этом ее заслуга, она имеет столпы, традиции, благодаря которым она не даст случайным инновациям массово внедриться в жизнь, а вот так точечно, но внимательно рассматривает, стоит это делать или не стоит.

Никто не говорит, что если педагогика консервативная, то нет никакого развития. Традиции пересматриваются. Так же и в нашей дисциплине «Креативная педагогика» мы понимаем, что есть принципы, сформулированные в «Дидактике» Коменским 300 лет назад, они существуют. Но мы понимает, что эти принципы под современные реалии должны пересматриваться под другим углом. Поэтому в нашем пособии мы в том числе говорим про принципы дидактики. Мы их пересматриваем с позиции того, что сейчас было бы лучше для наших детей, для нашей системы образования. Это и есть развитие, но это не значит, что мы наши все традиции забыли и начинаем с чистого листа.
— Головная боль любого администратора — как оценить профессионализм педагога? По оценкам учеников? По отзывам и рейтингам? По стажу? Что вы думаете?
— Вопрос достаточно интересный, мы больше года назад начали им заниматься. Как оценить качество образования нашей Кировской области? Что такое качество образования? Столкнулись с тем, что, по сути, в исследованиях по качеству образования поднимается две ключевых позиции.

Первая позиция — это условия, а вторая — это качество самих субъектов, которые в это образование втянуты. Здесь важно учесть и педагогов, и родителей. Кстати, про родителей стоит сказать отдельно, их качество в начальной школе очень влияет на учебный процесс. Качество родителей, качество учеников, качество педагогов и условия, которые созданы для этого образовательного процесса.

Год назад у нас получилось, что каждый второй учитель, например, иностранного языка, работающий в Кировской области не является профильным специалистом, учителем иностранного языка. Каждый второй учитель физкультуры, безопасности жизнедеятельности тоже не профильный, каждый третий учитель русского и литературы — не профильный. Значит, зацикливать качество образования на качестве педагога напрямую мы не можем, поскольку у этих учителей тоже получаются хорошие ученики, победители всероссийских школьных олимпиад и других олимпиад. То есть напрямую, на сто процентов качество учителя не связано с качеством образования.

С другой стороны, мы подумали, что есть возрастная характеристика.
Наверное, молодой учитель — хороший, умный, сообразительный, лучше готовит. Посмотрели на средний возраст: получилось, средний возраст учителя физики — 63 года, средний возраст учителя математики, биологии — 60 лет. Вряд ли стоит говорить о новациях сегодняшнего дня в таком возрасте. Они все равно используют традиционные методы. Хотя есть люди, которые и в этом возрасте внедряют новое спокойно. Значит, здесь тоже нет зависимости от возраста, потому что и у тех, и у других хорошая образовательная деятельность.

Единственное, к какому выводу мы пришли совместно, — это условия, в которых работает тот или иной учитель. Это приоритетно. Образовательная среда, качественная и комфортная школа, доступные средства обучения, которые учитель может использовать. Их не должно быть много. В некоторых московских школах, мы видим, подобным перенасытили. Учителя, которые от нашего города участвовали в соревнованиях, рассказывали, что школы, в которых они побывали, были напичканы средствами обучения, есть все, что надо, в избытке. Но проходил конкурс «Учитель года», и 90 процентов этого не использовалось. Каков тогда смысл?

То есть должен быть баланс средств обучения, комфортной среды, которая создана в школе, и организационных решений. Воспитательные мероприятия, мероприятия по социализации, которые есть в текущей деятельности школ — всё это больше влияет на качество образования, чем предыдущие показатели.
— Какое влияние родители оказывают на систему образования?
— Родители сейчас очень сильно влияют на систему образования, это понятно по новостным сюжетам, понятно по СМИ, понятно даже по высмеиванию в различных ТВ-шоу и так далее.

Мой факультет выпускает студентов, которые становятся учителями начальных классов. Знаете, почему они уходят через месяц, через два из школы? Им все нравится, им нравятся дети, им нравится преподавать. Готовиться к занятиям, оставаться проверять тетради, им нравится все то, что там происходит. Но им не нравятся одно — родительские собрания, родительский надзор, родительская точка зрения «мы больше педагога знаем», как будто они могут порекомендовать лучшую технологию и в предмете они сильнее, чем учитель.

Поэтому родители влияют сильно. У нас открылась новая экспериментальная школа в городе Кирове. Родители участвуют в подборе учителей в эту начальную школу, представляете? Потому что других вариантов выходить с ними на диалог у нас сейчас пока нет. Понятно, что мы усиливаем в подготовке учителя все компетенции, связанные с общением с родителями, с детско-взрослыми отношениями, психологию включаем. Но, к сожалению, если это учитель какого-то предмета, в первую очередь он готовится к учительству, предмету, методике, и выделять большой объем времени на работу с родителями можно только в ущерб предмету или методике, что тоже неправильно.
— Говорят, что педвуз — это просто слабый университет. Что вы на это ответите? Нужно ли специальное высшее педагогическое образование?
— Если речь идет о том, что на педагогическое направление подготовки поступают слабые студенты, тогда отвечу так: давайте посмотрим на баллы ЕГЭ, с которыми поступают студенты на педагогические направления подготовки. Баллы ЕГЭ на учительство с каждым годом растут. Они становятся больше, чем у инженеров, например. Мы стали замечать, что у нас на некоторые направления, например, учитель иностранного языка, баллы ЕГЭ выше чем, на экономику, менеджмент. Школьники с высокими баллами последнее время ориентируются на учительство. Рост среднего балла ЕГЭ на учительские специальности существует. Он заметен. Поэтому говорить, что педвуз плохой, безосновательно.

Добавлю, что даже на учителя физкультуры конкурс такой, что и не снился менеджерским направлениям подготовки в некоторых вузах. Поэтому нельзя сказать, что изначально слабо ориентированные выпускники школы идут на педагогику, как на возможность получить легкое высшее образование. Возможно, такой спад был раньше, но сейчас его нет, к счастью, уже в чистом виде не наблюдается. Хотя за все регионы трудно отвечать.

На мой взгляд, специальное педагогическое образование нужно. Оно может быть разного уровня: бакалавриат, магистратура. После получения классического математического образования, начав работать в школе, понимаешь, что тебе не хватает педагогических компетенций. Оно может быть усилено дополнительно переподготовкой по педагогической деятельности. Как мы помним, это нужно и в общении с родителями, в методике подачи материала, методике изучения своего предмета. Чтобы понимать, кто перед тобой сидит, почему он сегодня плохо учится, а завтра вдруг ответил тебе на все вопросы. Для того, чтобы учитель мог отвечать на педагогические вопросы, подбирать эффективные средства, педагогическое образование, конечно, нужно.

Даже на учителя физкультуры конкурс такой, что и не снился менеджерским направлениям подготовки в некоторых вузах
Напутствие от Вячеслава Викторовича

Уважаемые учителя, уважаемые коллеги. Я могу подчеркнуть, что в нашей профессии надо оставаться всегда открытыми к новому. Оставаясь открытыми к новому, мы можем легко воспринимать те изменения, которые происходят, по нашей воле или нет. Оставаясь открытыми к новому, мы можем вступать в новые профессиональные связи, находить ответы в профессиональной коммуникации.

Мой девиз — оставайтесь открытыми новому всегда и в любой ситуации, и тогда наша профессия, как и была, останется радостной, комфортной и удобной для повседневного существования сегодня.

10 июня 2019
© ООО «Издательство Юрайт»
e-mail: [email protected]
тел.: +7 (495) 744 00 12
тел.: +7 (495) 730 56 67
Made on
Tilda