Учение через развлечение: кандидат педагогических наук
И. И. Шульга о педагогической анимации
Поделиться в соцсетях:
Шульга Ирина Ивановна,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры кафедра педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета.
Читать книги автора: https://biblio-online.ru/author/shulga-irina-ivanovna-1.
— Ваш курс посвящен не самой частой дисциплине. Расскажите, кому и зачем ее необходимо изучать.
Я сразу хочу поблагодарить за проявленное внимание, за интерес, который вы выказали к этому направлению в педагогической теории. Потому что педагогическая анимация для нашей теории направление новое. А в практике все, что связано с аниматорской деятельностью, такими быстрыми темпами развивается и так много предложений в этом секторе образовательных услуг, что, в общем-то, это один из таких трендов в современной образовательной практике.

Вообще педагогическая анимация – это профессиональная деятельность по организации свободного времени детей подростков и юношества. Если говорить о том, кому дисциплина адресована, то сами понимаете, насколько широк спектр применения знаний в этой области людьми, которые занимаются с детьми. Все, что связано со свободным временем, – это область профессиональной деятельности человека, который имеет такие профессиональные компетенции. Я сознательно избегают слова «аниматор», потому что такой профессии официально у нас сегодня нет.

Если в интернете искать специалиста, например, организовать день рождения ребенка, там будет куча предложений: придут к вам профессиональные организаторы-аниматоры, и праздник детям организуют, и елку проведут, и еще что-то сделают. Но при этом, если задать им несколько вопросов, связанных с определением каких-то понятий, содержания деятельности, ее методических особенностей – не ответят, это, конечно, область уже профессионала, который имеет для этого соответствующую квалификацию.
Все наше время делится на две части: время, когда мы тратим энергию, и время, когда мы энергию восстанавливаем. Так вот время, когда мы восстанавливаем энергию, – нас никто, нигде и никогда не учил тому, как это время проводить продуктивно.
— Как предмет вашего курса изменился за последние годы?
— Этот вопрос логично продолжает наш с вами разговор. Анимация – это такая деятельность, которая изначально была теоретически обоснована во Франции в середине прошлого века как сопровождение отдыха человека. От расслабления через развлечение к творческому развитию личности.

Но, видимо, настолько современные люди (прежде всего взрослые) устали от постоянного ускорения жизни, от этих огромных пластов информации, которые приходится перерабатывать, что свободное время они просто перестали осознавать. Все наше время делится на две части: время, когда мы тратим энергию, и время, когда мы энергию восстанавливаем. Так вот время, когда мы восстанавливаем энергию, – нас никто, нигде и никогда не учил тому, как это время проводить продуктивно.

Обучения взрослеющего человека техникам работы с самим собой требуется, чтобы свое время, даже свободное время действительно превратилось в то пространство, которое называется пространство для счастья и блаженства.

Что же изменилось сейчас в этом предмете? Я уже сказала, что культурно-образовательное пространство расширяется. Неформальное образование – за рамками такой классической образовательной системы, где делу время, потехе час. Урок, а потом 10 минут переменка. Вроде как вот и все, и достаточно. На самом деле, сегодня гораздо более результативно то образование, которое молодые поколения получают уже не в режиме классических уроков, лекций, занятий, семинаров, а когда у них для этого есть реально свободное время и, самое главное, есть желание. Все, что называется «учение с увлечением», «учение через развлечение», – это и есть то, что изменилось в предмете анимации в настоящее время.

Анимация действительно все больше связана с тем, что выходит на уровень творческого развития личности. Сегодня все говорят, как же нам учить детей сегодня, чтобы они творчески мыслили, чтобы они создавали готовые продукты, чтобы у них были инженерные компетенции. А вот это как раз то, что располагается в пространстве свободного времени. Потому что в этом пространстве акцент не на результате.

Когда я писала это учебное пособие (Шульга, И. И. Педагогическая анимация: https://biblio-online.ru/bcode/429123), я в основном ориентировала его на специалистов, которые работают либо в сфере школьных каникул, либо в системе дополнительного образование детей, может быть, в санаторно-оздоровительной сфере, или в сфере туризма, спорта, культурно-досуговых учреждений. А вот буквально в течение последних недель появляются совершенно новые запросы. Вопрос времени – когда те специалисты, которые сейчас работают с детьми в торгово-развлекательных центрах, тоже будут нуждаться в соответствующей компетентности в области анимации. Видимо нужно будет учить и этих специалистов, которые взаимодействуют с детьми.

Плюс сейчас все больше появляется запросов на таких специалистов от структур, которые создаются в новых микрорайонах, новых жилищных комплексах. Создаются очень красивые детские зоны, в которых тоже нужны специалисты, которые будут сопровождать отдых и развлечение детей.

Еще запрос появляется на волонтеров, которые сопровождают разного рода спортивные, общественные мероприятия. Потому что все больше та деятельность, которая называется развлечение или учение с увлечением, проникает в практику, ну и естественно нужно готовить специалистов, которые будут делать это грамотно.
— Современные дети – они другие, чем 10, 20, 30 лет назад?
— Да, на мой взгляд, современные дети очень отличаются. Как раз потому, что они живут в другом мире. Будущее наступило так быстро, что мы, старшее поколение, может быть, не успели к этому подготовиться основательно. Современные дети очень многим вещам учат, в том числе и своих учителей. 10 лет назад прошло такое социологическое исследование, в котором принимали участие исследователи большого количество стран, 20 стран принимали участие, и изучали они характеристики человека, который живет в 21 веке.

Я посмотрела на эти пять признаков, которые характеризуют человека, живущего в 21 веке и поняла, что этим признакам гораздо больше отвечают наши дети, чем мы.

Во-первых, это люди, которые «на ты» с цифровыми технологиями. Они запросто существуют и в реальном, и в виртуальном мире, очень четко могут эти два пространства разделять и не делают для этого никаких больших усилий.

Во-вторых, это люди, которые отличаются активным финансовым поведением. Люди, которые учат свои деньги работать.

В третьих, это люди, которые сознательно относятся к своей внешности и своему здоровью, приверженцы здорового образа жизни, и очень хотят быть красивыми, молодыми и оставаться такими долго.

Четвертый признак людей в 21 веке – это сознательное отношение к своему времени. Впервые появляются характеристики, когда человек в структуру своего времени закладывает и свободное время тоже. И он к нему относится очень трепетно. Для него это уже не время, которое по остаточному принципу существует. Знаете, сейчас говорят: нужно планировать не работу, нужно планировать отдых. Потому что качественный отдых – это то, что невосполнимо. Поэтому вот это сознательное отношение ко времени, это признак людей, которые живут в 21 веке.

Ну и пятый признак – это стремление жить новыми впечатлениями. Впечатляться. Потому что слишком много информации. Информация не всегда готова к переработке с помощью тех когнитивных функций, которыми мы традиционно пользуемся, когда обучаемся. Отсюда включение эмоционально-чувственной сферы в образовательные практики, с тем, чтобы сначала очень удивиться, потом заинтересоваться, а потом уже увлечься этой деятельностью всерьез и надолго.

Вот эти пять признаков, которыми обладают наши дети. Это то, с чем стоит считаться, и переориентировать наши традиционные образовательные методики на то, чтобы учитывать эти признаки в работе с детьми.
— Вопрос-фантазия. Хотели ли бы вы вновь пойти в школу сегодня?
— Не просто хотела бы, а пойду. Так получилось, что у меня оба сына стали директорами школ в Новосибирске. Школы новые, одна школа первый год только начала работать, и я туда уже дважды или трижды приходила. Мне же гордо, как маме, что мой сын директор этой школы. А вторая школа сейчас только-только сдается.

И по мере того, как я прихожу туда просто посмотреть на то, что получается, вы знаете, так увлекает. Потому что современная школа очень сильно отличается от тех школ, в которых учились мы. И поэтому, конечно, это очень интересно, сейчас есть не только те классические, традиционные пространства, которые были придуманы когда-то Яном Амосом Коменским, уже почти 400 лет назад. В современных школах есть очень много зон для анимации. Мы проводили опросы среди детей, они говорили, чем бы хотели заполнить эти пространства, и это очень интересно, это образование будущего, я в этом убеждена.
— Возможна ли инклюзия в нашей школе?
— Конечно, возможна, это вопрос времени и вопрос культуры. Нам нужно чтобы прошло какое-то время для того, чтобы все участники образовательного процесса не просто поняли, но приняли эту ситуацию как естественную для себя, и, мне кажется, что это очень быстро происходит.

Вот детский инклюзивный лагерь, например, это уже случившаяся практика. Различные клубы, студии для деток, у которых есть ограничения по здоровью, – это тоже нормальная совершенно практика, когда мы проводим совместные творческие фестивали, в которых принимают участия детки и такие, и такие. И это абсолютно классно, здорово и перспективно.

А вот что касается уроков, я посмотрела на те новые пространства, которые создаются в новых школах. Они замечательные, там созданы все условия для того, чтобы дети, у которых есть ограничения по здоровью, чувствовали себя абсолютно органично. Вот психологически подготовить всех участников образовательного процесса – это и есть один из моментов управленческого искусства и для современного руководителя, и для педагогов, которые работают в таких школах. Ну и, соответственно, для родителей, для самих детей.
Напутствие от Ирины Ивановны

Я считаю, что самое главное – это позитивно мыслить и помнить про время. Времени у нас ровно столько, сколько мы внутри себя чувствуем.

Жить сегодняшним днем и ждать от завтрашнего дня хорошего – это, на мой взгляд, сегодня самое-самое главное, самое важное. У нас много хорошего и хочется, чтобы у нас получалось действительно воспринимать то время, внутри которого мы существуем, как сказал Аристотель и как я вам уже цитировала, как «время для счастья и блаженства». Ведь это в Древней Греции школу назвали школой, что в классическом переводе с древнегреческого – «досуг». А греки под досугом понимали серьезную деятельность без давления внешних обстоятельств. Так вот, пусть наше образование сегодня и будет таким. Чтобы мы к нему относились серьезно не потому, что кому-то это надо, а потому что нам хочется. Образование через всю жизнь - это действительно сегодня очень-очень важно. Хотелось бы, чтобы у нас у всех это получалось.

05 июня 2019
© ООО «Издательство Юрайт»
e-mail: [email protected]
тел.: +7 (495) 744 00 12
тел.: +7 (495) 730 56 67
Made on
Tilda