«Мы ущемляем студентов
в познании предмета»: доктор педагогических наук
В. А. Далингер
о преподавании математики
в вузах
Поделиться в соцсетях:
Виктор Алексеевич Далингер,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики и методики обучения математики Омского государственного педагогического университета. Работает в системе образования с 1971 года. Три года работал в школе, потом с 1974 года в университете. Уже 45 лет работает со студентами, преподает математику, методику обучения математики.
Автор и соавтор 36 учебников и учебных пособий для высшего и среднего профессионального образования, вышедших в «Юрайте». Читать учебники: https://biblio-online.ru/author/dalinger-viktor-alekseevich-1
— Как предмет вашего курса изменился за последние годы?
У меня два аспекта преподавания: чистая математика и методика обучения математике. Конечно, математика и 10 лет назад, и 40 лет назад была математикой. А вот про методику обучения математике… У нас даже названия кафедры меняли. Она сначала была «Методика преподавания математики», потом стала «Теория и методика обучения математики». Теперь называется «Методика обучения математики».
Понятно, что глаголы «преподавать» и «обучать» разные. В слове «обучать» звучит еще и «обучающийся», а не только «обучающий». Поэтому наш предмет сегодня немножко по-другому устроен.
Мы разговор ведем не только об учебно-преподавательской деятельности педагога, но еще и о деятельности студента. Если раньше был сделан упор на преподавание, то сегодня это совместная деятельность студента и педагога.
— Госрегулирование в нашем образовании: слишком много или слишком мало?
— «Шарахание» стандартами (сегодня 3+, завтра 3++) — слишком влияет на работу, не положительно. Мы не успеваем привыкнуть к одному — нас заставляют переделывать все документы. Думаю, такое вмешательство к хорошему не приведет.

Если сравнивать студентов прошлых лет и сегодняшних, получается, мы ущемляем студентов в познании предмета. Часов на изучение математики осталось не так много. Если раньше на изучение математического анализа мы тратили 1000 аудиторных часов, то сегодня тратим часов 400, и не все аудиторные. Поэтому, когда мы говорим, что они не умеют брать интегралы, производные, — это не они виноваты, а мы, организаторы учебного процесса. Я думаю, надо вузам дать больше свободы. Сейчас мы переходим на 3++, это означает одно: для студентов нас не будет. Мы должны сесть за стол и в срочном порядке разрабатывать программы, компетентности прописывать. Учить некогда.
Мы много привнесли из Болонской декларации, включась в Болонский процесс в 2003 году, но там советы рекомендательного характера, а мы приняли их остро, сделали обязательными.
Раз сегодня стандарты не требуют компетентности брать интегралы, брать производную, то и на экзамене проверять эти знания не стоит? Мы с трудом выбили у нашего начальства право проверять на госэкзамене в виде теста 5 задач по алгебре, 5 по геометрии и 5 по матанализу. Перекос! Предметного обучения стало намного меньше.

Помимо этого я бы вернулся к специалитету. Это связано с количеством часов: научить многому за одну пару, преподать теорему нельзя, нужно время.
— Преподавание – исполнительское искусство. Согласны ли вы с этим тезисом?
— Частично согласен. Все в книгах не напишешь, а от человека, от его характера, от его умений, от его души очень многое зависит. Поэтому это и искусство, и наука. Есть и актерское мастерство, умение говорить.

— Как начинающему (молодому) педагогу заслужить уважение класса?
— Знанием своего предмета и большой любовью к обучающимся. Если студент не любит преподавателя, он никогда его предмет не познает: познание начинается с любви, в том числе к тому, кто преподает.

Поэтому молодой педагог должен понимать: там должна быть и большая душа, любящая аудиторию, и глубокое знание предмета.
— Как оценить профессионализм педагога? По оценкам учеников, по отзывам и рейтингам, по стажу? Что вы думаете?
— Раньше у нас были анкеты, которые мы предлагали студентам, и они должны были описать преподавателя глазами студента. Но если студент не ходит на лекцию, то не ему судить, какая лекция, ее уровень. Имеет право судить, если посещает. Здесь нужно мнение и обучающегося, и мнение администрации учебного заведения. Портрет педагога складывается из них совместно.
— Пожалуйста, расскажите еще о ваших курсах. Кому бы вы посоветовали их в первую очередь?
— Я принес с собой последние наши учебники, изданные у вас. На мой взгляд, они так красиво сделаны, спасибо издательству за то, что сделали достойный внешний вид, на отличной бумаге.

Отдельно хочу порекомендовать книгу «Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся». Мои наблюдения показывают, что доклады учеников сейчас — это списанные тексты из разных книг. А очень хотелось бы им предложить такие проблемы, которые ученик решал бы сам, сам бы по решенной проблеме выступал. В книге очень много предложенных заданий, они будут полезны и учителям, и студентам.

Сегодня на вашем сайте biblio-online.ru семь с лишним тысяч книжек находится. Они и для высшей школы, и для СПО. Но они адресованы и учителям средней школы. Мои книги будут полезны всем, кто увлекается методикой обучения и математикой.

Я сам пользуюсь электронной библиотекой, посещал вебинары, очень интересные есть темы и ведущие. У вас есть полезные рекомендации по написанию РПД, конечно, надо смотреть на требования своего вуза.

15 мая 2019
© ООО «Издательство Юрайт»
e-mail: [email protected]
тел.: +7 (495) 744 00 12
тел.: +7 (495) 730 56 67
Made on
Tilda