О методике обучения биологии
и не только: интервью с профессором
Еленой Николаевной Арбузовой
Поделиться в соцсетях:
Елена Николаевна Арбузова,
профессор и ведущий научный сотрудник Омской гуманитарной академии
— Как предмет вашего курса изменился за последние годы?
— Я преподаю методику обучения биологии более 30 лет. За это время в стране произошли крупные политические, социальные изменения. Кроме того, много системных изменений произошло в общем среднем образовании, в высшем образовании. За эти годы бурно развилась биологическая наука. Развиваются такие направления, как генетика, геномика, молекулярная биология, экология и другие.

Все это наложило отпечаток на курс методики обучения биологии в педагогическом вузе. Изменению, конечно, подверглось содержание курса. Например, мы рассматриваем вопросы стандартизации образования. Сравниваем стандарты первого поколения со стандартами второго поколения. Мы привираем будущим учителям умение формировать универсальные учебные действия, метапредметные образовательные результаты. Знакомим с методиками и технологиями подготовки к ЕГЭ, ОГЭ.

Появились такие вопросы, которые связаны с развитием личности обучающихся. За эти годы мы перешли к личностно-ориентированному образованию. Мы рассматриваем такие качества личности, как рефлексия, критическое мышление, визуальное мышление. В связи с этим в нашем учебники появились разделы «Развитие критического мышления на уроках биологии», «Развитие рефлексии на уроках биологии», «Подготовка к ЕГЭ», «Использование инфографики на уроках биологии», «Использование коллажей и других технологий визуализации информации».

Конечно, изменилась структура современного урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС. Появилась новая типология уроков биологии. Все это привело к изменению курса методики обучения биологии в вузе.

К сожалению, 30 лет назад не было системного единого учебника методики обучения биологии. В 80 – 90-е годы учебники не издавались. Отрадно наблюдать, что во втором десятилетии 21 века появилось множество новых учебников. Например, авторства Андреевой Натальи Дмитриевны, Пономаревой Елены Николаевны, Якунчева Михаила Александровича. В каждом учебнике авторские концепции, новые вопросы методики обучения биологии.
— Есть ли в вашем курсе российская специфика? Или это мировой тренд?
— Спасибо за интересный вопрос. В США, в странах Западной Европы такой науки, как методика обучения биологии не существует. Хотя в зарубежных странах накоплен богатый опыт преподавания естествознания и биологии в школах, в вузах. Но серьезно такой наукой они не занимаются, такого направления у них нет. В нашей стране мы системно относимся к изучению методики обучения биологии. У нас методика обучения это самостоятельная, отдельная отрасль знания, самостоятельная педагогическая наука. И в рамках этой науки созданы такие системы, как система формирования и развития биологических понятий, система формирования форм обучения биологии, система методов обучения биологии, система средств обучения биологии, система внедрения информационных технологий в процесс обучения биологии.

Традиционные вопросы, которыми мы отличаемся от зарубежных стран, это вопросы истории методики обучения биологии. Нашей науки насчитывается более 230 лет. Все началось в 1786 году с выхода в свет первого учебника методики естествознания Василия Федоровича Зуева. За 230 лет шло поступательное развитие нашей науки. Я считаю, что все то, что накоплено, тот богатый опыт, багаж методики обучения биологии, нужно к нему сейчас обращаться, рассматривать его. Как говорит профессор Дмитрий Илларионович Трайтак: «Нужно знать историю науки, чтобы не допускать ошибок и заблуждений, которые когда-то были, и двигаться вперед». Поэтому мы обращаемся к вопросам истории науки, трансформируем эти проблемы в новых условия. Это и есть традиционное отличие нашей методики обучения биологии от зарубежной.

У нас созданы кафедры, работают дистанционные советы. Это отдельная наука. Хотя в Германии, Финляндии и других зарубежных странах накоплен богатый опыт, но системного изучения методики у них не проводится.
— Что важнее в образовании: стандарт компетенций или индивидуальный подход?
— Очень неоднозначный вопрос, сложный. Я считаю, что стандарт, эталон сегодня нужен в образовании. Мы пошли по пути стандартизации, с этого пути уже не свернешь. Но должен быть и индивидуальный подход, как к школьникам, так и к студентам.

Если более глубоко рассматривать этот вопрос, то нужен не только индивидуальный, индивидуализированный подход. Нужно учитывать уровень обученности, обучаемости, уровень работоспособности учебной, мотивации, жизненные смысли, склонности, потребности каждого нашего ученика. И каждому ученику предлагать задания, задачи, вопросы в соответствии с уровнем его учебных возможностей, его потребностями и интересами.


Современный образовательный процесс должен быть дифференцированным и индивидуализированными. А стандарты — это эталоны, на которые необходимо равняться для отслеживания достижений наших обучающихся, чтобы была какая-то шкала для сравнения, для отправной точки развития личности обучающегося.
Индивидуальный подход, конечно, сложно осуществлять на практике, в школе, когда в классе 30 учеников. Но сейчас появились негосударственные учебные заведения, где малая наполняемость класса — два, три, четыре ученика. Есть малокомплектные сельские школы, где также небольшое количество учащихся. Также осуществление инклюзивного образования предполагает индивидуальное образование.

Наши учебники это целый учебно-методический комплекс по методике обучения биологии. Этот комплекс предоставляет возможность студентам проходить свою индивидуальную образовательную траекторию по освоению курса.
— Осуществима ли инклюзия в нашей школе?
— Это вопрос новый для российского образования. Но сейчас образовательные организации решают вопрос постановки инклюзивного образования, готовятся кадры для осуществления этого направления в образовательном процессе, чтобы охватить все категории обучающихся. Процесс идет сложно, но он необходим, это правильное направление. И внедрение элементов инклюзивного образования происходит. Дистанционные технологии будут способствовать тому, что мы сможем осуществлять инклюзивное образование разных категорий обучающихся.
— Может ли дистанционное образование быть таким же качественным, как и очное?
— Вопрос качества образования — вопрос сложный, неоднозначный. Что такое качество образования? Как его измерить, как его достигать?

Я 30 лет работаю в системе высшего профессионального образования, работала в средней общеобразовательной школе. И, конечно же, наблюдала многих, разных коллег. Очное образование тоже не всегда бывает качественным, все зависит от условий, от оснащения, от личности преподавателя, его владения предметом, его готовности преподавать на должном уровне.

Сейчас мы наблюдаем, по крайней мере в высшем образовании, смешанный тип, когда наряду с очным образованием на платформах вуза, в информационно-образовательной среде вуза, на образовательных порталах ребятам предлагаются задания, создаются портфолио, создается контент, целые комплексы, которые предоставляют возможность работать в дистанционном режиме, в мобильном режиме, с использованием мобильных технологий осваивать те или иные курсы. Поэтому внеаудиторная работа сейчас зачастую это работа дистанционная, на порталах. Хотим мы того или не хотим, дистанционное обучение внедряется в образовательный процесс высших образовательных организаций, школ, гимназий, лицеев.

Я работаю сейчас в Омской государственной академии. Наш вуз имеет огромный опыт использования дистанционных технологий обучения. И он положительный, передовой. Он показывает эффективность такого обучения, во всяком случае его необходимость.

Дело в том, что наши студенты это студенты из Якутии, Крайнего Севера, Казахстана, из отдаленных малокомплектных школ. Они получают возможность обучения в высшем учебном заведении посредством в том числе и дистанционных технологий. Это достаточно прогрессивно, это имеет большую роль: вуз выполняет свою миссию. Существует очень много категорий обучающихся, в том числе люди с ограниченными возможностями, которым нужно предоставить доступ к полноценному образованию.

Хотим мы того или не хотим, нравится или не нравится, но за дистанционными технологиями будущее. Дистанционное обучение не полностью, конечно, заменит личном преподавателя, личность обучающегося, но оно будет постепенно внедряться в образовательный процесс.
— Педагогику считают очень консервативной. Какие эксперименты нам нужны? Организационные? Методические? Технологические?
— Да, действительно, педагогика — наука несколько консервативная. Все, что мы изучаем сейчас, что сейчас актуально, когда-то, на каком-то этапе так или иначе было рассмотрено педагогами, методистами. Но наука меняется, меняются социально-политические, экономические условия, развивается педагогическая наука, науки, которые с ней связаны: психология, возрастная психология, физиология высшей нервной деятельности.

А что касается экспериментов… К организационным экспериментам стоит относиться с опаской. В школу нужно вводить новые технологии, школу нужно оснастить материально, технически, чтобы была возможность внедрять новые технологии обучения: мобильные технологии, технологии дополненной реальности, 3D-технологии, технологии моделирования, квеста, кейсов и так далее.

Нужно проводить эксперименты технологические. Но использование только информационных технологий в процессе обучения биологии плохая практика. Нужно использовать в комплексе, найти оптимальное сочетание средств новых информационных технологий и традиционных средств обучения, натуральных объектов.

Наряду с новыми технологиями модульного, проблемно-модульного обучения, технологиями развития критического мышления нужно использовать технологии и методики, которые наработаны за всю историю развития методики обучения биологии. Поэтому в большей мере, мне кажется, речь нужно вести об экспериментах методических. О тех способах, с помощью которых можно усовершенствовать образовательный процесс по биологии. Если говорить о науке, об ученых, которые проводят экспериментальную деятельность, то эксперименты должны вестись в методическом направлении.
— «Если бы я был директором…» Что вы изменили бы в отечественном образовании?
— Лучше было бы спросить «Если бы я был министром образования в России». Я считаю, что в нашем образовании нужно сохранить традиции, нужно сохранить всё то лучшее, весь тот богатый опыт за всю историю развития российского образования. Взять положительный, позитивный опыт со времен Советского Союза и на основе тех педагогических достижений нужно осторожно вносить коррективы в образовательный процесс.

Включать новые информационные технологии, новые образовательные технологии. Конечно, глубокой перестройки требует материально-техническая база обучения, научно-методическое сопровождение, программно-методическое сопровождение. Стоит очень остро кадровый вопрос.

Все слышали, наверное, о сингапурских технологиях. Сингапурцы взяли все самое лучшее, самое отработанное, что давало эффект в нашей советской школе, и перенесли этот опыт на новые условия, придумали интересные структуры, оболочку для этого. И все сейчас этот опыт используют, весь мир использует опыт сингапурских технологий. А если глубоко посмотреть, все это – наша старая добрая советская педагогика.

Конечно же, большое внимание нужно отводить воспитывающему обучению. В частности, в биологии, в других предметах. Не только воспитывать вне школы, во внеурочной работе. Каждый урок должен нести воспитывающий потенциал, воспитывающий аспект.
— Чему дети могут научить педагога?
— Конечно же, дети могут научить нас очень и очень многому. Во-первых, нужно сказать, что современные дети в школе — это другое поколение, это поколение Z, дети индиго. Попросту говоря, это цифровые аборигены. А мы поколение X, цифровые мигранты. Зачастую на уроках у опытного учителя со стажем появляются противоречия с такими учениками, большая пропасть лежит между поколением X и поколение Z. Поколение Z — это дети, которые родились с пультом в руках. Для них смартфон, гаджет — обычное дело. Они находят дорогу по навигатору, покупают вещи по интернету и так далее. Для них важна быстрая смена кадров, визуализация информации, мультимедийность восприятия информация. У них большая скорость восприятия информация.

И такие дети могут научить школьного учителя как перестроиться в образовательном процессе, как использовать эти их способности. Чтобы в учебно-воспитательном процессе были задействованы все анализаторы, все модальности: кинестетическая, визуальная, аудиальная. Нужно учитывать, что дети сейчас другие. Они действительно мало читают, они просматривают текст по диагонали. Но, учитывая, что у них развито визуальное мышление, можно изменить методику обучения биологии.

Что касается меня, то я в основном работаю со студентами. И всегда в группе находится несколько человек, заинтересованных изучением методики обучения биологии. Эти ребята с энтузиазмом, с творчеством выполняют предлагаемые им задания, разрабатывают уроки, составляют технологические карты уроков, составляют инфографику, коллажи, структурно-логические и графические схемы и другие интересные задания.

И таких ребят я никогда не теряю из вида, они становятся моими соратниками, верными помощниками, мы вместе с ними пишем научные статьи, участвуем в многочисленных международных онлайн-конкурсах, готовим публикации, различные научные работы. Они, мои друзья, коллеги, часто дают новые идеи. Например, Ольга Яскина подсказала мне идею с инфографикой. Мы сейчас системно разрабатываем вопрос использования инфографики на уроках биологии, в моем учебнике есть такая глава.

Моя аспирантка Борисова Наталья Викторовна предложила использовать мобильные технологии. Мы рассмотрели этот вопрос, так получилась статья в «Биологии в школе» «Мобильные технологии обучения» и глава в новом учебнике. Таких примеров я могу назвать очень много! Очень много мы берем сейчас от наших учеников. Они творческие, они разносторонне развитые. И мы тоже с ними не стоим на месте, развиваемся, подхватываем их идеи, свои идеи им передаем. Эта польза взаимообратная, обоюдная.
— Поделитесь вашим профессиональным опытом использования образовательной платформы biblio-online.ru
— Платформа Юрайт, ее электронная библиотека очень активно используются в вузе. В частности, в Омской гуманитарной академии, где широко используются дистанционные технологии в обучении. Мы рекомендуем нашим обучающимся издания Юрайта. В библиотеке у нас есть подключение к biblio-online.ru.

На платформе очень много информации, вебинаров с авторами интересных новых учебников, с учеными я считаю, что это очень полезно. Предоставляется возможность преподавателям создать рабочие программы с использованием сервиса Юрайта. Сейчас в вузах проходит аккредитация, это очень серьезное для вузов испытание. Каждому преподавателю нужно написать множество программ. Те ресурсы, те возможности, которые предоставляет издательство Юрайт, бесценны. Мы используем не только литературу, но и другие материалы, которые размещены на платформе biblio-online.ru очень широко и активно.
23 апреля 2019
© ООО «Издательство Юрайт»
e-mail: [email protected]
тел.: +7 (495) 744 00 12
тел.: +7 (495) 730 56 67
Made on
Tilda